понедельник, 17 апреля 2017 г.

Половое воспитание детей
 В младшем школьном возрасте дети все чаще задают вопросы о различиях между полами, подробностях зачатия и рождения. Предлагаю вашему вниманию статью, которая поможет разобраться в пикантном вопросе:
"Младший школьный возраст" - период впитывания, накопления знаний... Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются». На эти психологические качества младших школьников мы и должны опираться, осуществляя половое воспитание. В школьные годы начинают более отчетливо обнаруживаться половые различия физиологических систем организма мальчиков и девочек. Поэтому в процессе воспитания следует учитывать не только возраст, но и пол.Параллельно с половыми физиологическими различиями наблюдаются и психологические особенности мальчиков и девочек, в частности разная направленность интересов. Девочек больше интересуют общие свойства предметов, их назначение, а мальчиков - внутреннее строение, их устройство. Вот почему мальчики чаще разбирают вещи, например часы, ломают игрушки, пытаясь узнать, что же находится внутри, изучить механизм их работы.
Развитие психики в этом периоде является не просто развитием ранее существовавших особенностей, реализацией наследственных или врожденных программ и ранее воспитанных качеств, хотя все это, бесспорно, имеет значение. У ребенка происходит перестройка системы жизненных отношений, вызванная появлением качественно новых обязанностей — перед обществом. Подавляющее большинство детей приходят в школу, обладая достаточным, хотя и разным, уровнем психического развития, определяющим готовность к обучению. Важны не только положительное или отрицательное отношение к школе, но и степень готовности к предстоящему сотрудничеству мальчиков и девочек, принятая ранее позиция отношений к сверстникам и взрослым своего и другого пола.
Долгое время полагали, что младший школьный возраст сексуально нейтрален. Ошибочное мнение об асексуальности младшего школьника в ряде случаев приводит родителей к отсутствию должного внимания к половому воспитанию, а это значит, что половое воспитание осуществляется «дворовыми воспитателями», проблемы пола обсуждаются с применением неадекватных языковых средств, затрудняющих последующее восприятие правильной информации. Все это способствует загрязнению представлений о сексуальности, восприятию ее как постыдной, запретной стороны человеческой жизни, а в контрасте с закономерным развитием половой идентификации и оформлением мужских и женских социальных ролей может привести к невротизации детей.
Дети с 7 до 11-12 лет или не осознают, или скрывают свои сексуальные интересы и их проявления. Как уже указывалось, эта скрытность может значительно усиливаться и поддерживаться упущениями воспитания в дошкольном возрасте, если ребенок недостаточно осведомлен в вопросах пола или ощущает стыд и страх. 
Необходимо учитывать и то, что временем, когда следует начинать подготовку ребенка к появлению вторичных половых признаков, у девочек является начало, а у мальчиков — конец младшего школьного возраста.
Психосексуальные характеристики младшего школьника находятся на этапе формирования, и даже незначительные воздействия в это время могут приводить к весьма значительным эффектам в последующем.
Дети в младшем школьном возрасте должны узнать о мужской семенной клетке, женской яйцеклетке, оплодотворении, беременности, матке, плаценте, пупочном канатике, питании плода, развитии в животе матери и движениях плода, процессе родов, схватках, последе, выкидыше, питании новорожденного, кормлении малыша и уходе за ним, органах размножения мужчины (половой член, семенники) и женщины (влагалище, яичники, матка). Начиная с 12 лет половое воспитание и просвещение проводят в рамках специальных занятий. Однако не стоит делать акцент на детализации сведений, главное — в общей системе нравственного воспитания.
Жизненный опыт, эрудиция и такт должны уберечь родителей от прямого перенесения своего личного опыта на конкретные ситуации, в которых находится ребенок. Роль родителей заключается не в том, чтобы наказывать за нежелательные, по их мнению, проявления психосексуального развития, а в том, чтобы привлечь ребенка к соответствующим его полу реально ценным занятиям. Для этого не требуется каких-либо специальных мер: достаточно включить сына или дочь в семейные обязанности в соответствии с возможностями ребенка. Если сын с отцом благоустраивают жилище, дочь с матерью готовят пищу, а собравшись все вместе, они планируют совместный выходной, если при этом мужская и женская половины помогают друг другу, то этим задачи полового воспитания решаются никак не меньше, чем назидательными беседами.
В целях воспитания мужественности и женственности целесообразно выбрать, что в первую очередь должен делать мальчик, а что — девочка. Преодоление силовых нагрузок, мужественная решительность, великодушное принятие на себя основных трудностей в работе — все эти качества должны воспитываться у мальчиков. Но великодушие и способность справляться с трудностями должны развиваться и у девочек.
У родителей всегда существуют заботы по устранению ребенка от всяких столкновений с сексуальностью. «Это тебе еще рано… здесь целуются, это не для маленьких», — часто слышат дети. Безусловно, школьника следует ограждать от откровенно телесного, натуралистического аспекта сексуальности. Но если он все же сталкивается с подобной картиной, следует не закрывать ребенку глаза, а обратить его внимание на нравственную сторону происходящего, на человеческую красоту отношений и оскорбительность для человека их принижения. Наилучшим образом этой цели служат слова, не обращенные непосредственно к ребенку, но воспринимаемые им, либо обсуждение, не создающее противоречий между телесным и духовным.
Как бы в противовес этой тенденции максимального ограничения некоторые взрослые чрезмерно подчеркивают свободу своего поведения при детях. На детей оказывает нежелательное влияние вольное толкование вопросов пола в шутках, застольных рассказах, словесных играх, и каламбурах, флирте взрослых, не говоря уже о просто циничных, пошлых и непристойных высказываниях. Постоянное обсуждение мелочей жизни, поведения ближайших знакомых также ограничивает возможности правильного развития личности. Невежественные, примитивные, аморальные по своему существу установки запечатлеваются детской психикой и в будущем оказываются препятствием для установления естественных, гармоничных человеческих отношений.
В каждом конкретном случае продуктивнее не ломать сложившееся у детей мнение, не навязывать им еще недоступную для них мораль взрослых, а помочь детям понять мотивы своих поступков и попытаться направить создавшуюся ситуацию.
Таким образом, если в дошкольном возрасте психика ребенка не была отягощена чувством стыда и страха в связи с сексуальностью, а в младшем школьном возрасте половое воспитание было адекватной частью воспитания в целом и если к наступлению пубертатного периода мальчики и девочки прошли под руководством родителей правильный путь формирования мужественности и женственности, то подростковый период характеризуется отсутствием многих, прежде казавшихся неизбежными трудностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Зерно вдохновения

Зерно вдохновения