Половое воспитание детей
В младшем школьном возрасте дети все чаще задают вопросы о различиях между полами, подробностях зачатия и рождения. Предлагаю вашему вниманию статью, которая поможет разобраться в пикантном вопросе:
"Младший
школьный возраст" - период впитывания, накопления знаний... Успешному
выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей
этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,
внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они
сталкиваются». На эти психологические качества младших школьников мы и
должны опираться, осуществляя половое воспитание. В школьные годы начинают более отчетливо обнаруживаться
половые различия физиологических систем организма мальчиков и девочек. Поэтому
в процессе воспитания следует учитывать не только возраст, но и пол.Параллельно с половыми физиологическими различиями
наблюдаются и психологические особенности мальчиков и девочек, в частности
разная направленность интересов. Девочек больше интересуют общие свойства
предметов, их назначение, а мальчиков - внутреннее строение, их устройство. Вот
почему мальчики чаще разбирают вещи, например часы, ломают игрушки, пытаясь
узнать, что же находится внутри, изучить механизм их работы.
Долгое время полагали, что младший школьный возраст сексуально нейтрален.
Ошибочное мнение об асексуальности младшего школьника в ряде случаев приводит
родителей к отсутствию должного внимания к половому воспитанию, а это значит,
что половое воспитание осуществляется «дворовыми воспитателями», проблемы пола
обсуждаются с применением неадекватных языковых средств, затрудняющих
последующее восприятие правильной информации. Все это способствует загрязнению
представлений о сексуальности, восприятию ее как постыдной, запретной стороны
человеческой жизни, а в контрасте с закономерным развитием половой
идентификации и оформлением мужских и женских социальных ролей может привести к
невротизации детей.
Дети с 7 до 11-12 лет или не
осознают, или скрывают свои сексуальные интересы и их проявления. Как уже
указывалось, эта скрытность может значительно усиливаться и поддерживаться
упущениями воспитания в дошкольном возрасте, если ребенок недостаточно осведомлен
в вопросах пола или ощущает стыд и страх.
Необходимо учитывать и то, что временем, когда следует начинать подготовку
ребенка к появлению вторичных половых признаков, у девочек является начало, а у
мальчиков — конец младшего школьного возраста.
Психосексуальные характеристики младшего школьника находятся на этапе
формирования, и даже незначительные воздействия в это время могут приводить к
весьма значительным эффектам в последующем.
Дети в младшем школьном возрасте должны узнать о мужской семенной клетке,
женской яйцеклетке, оплодотворении, беременности, матке, плаценте, пупочном
канатике, питании плода, развитии в животе матери и движениях плода, процессе
родов, схватках, последе, выкидыше, питании новорожденного, кормлении малыша и
уходе за ним, органах размножения мужчины (половой член, семенники) и женщины
(влагалище, яичники, матка). Начиная с 12 лет половое воспитание и просвещение
проводят в рамках специальных занятий. Однако не стоит делать акцент на
детализации сведений, главное — в общей системе нравственного воспитания.
Жизненный опыт, эрудиция и такт должны уберечь родителей от прямого перенесения
своего личного опыта на конкретные ситуации, в которых находится ребенок. Роль
родителей заключается не в том, чтобы наказывать за нежелательные, по их
мнению, проявления психосексуального развития, а в том, чтобы привлечь ребенка
к соответствующим его полу реально ценным занятиям. Для этого не требуется
каких-либо специальных мер: достаточно включить сына или дочь в семейные
обязанности в соответствии с возможностями ребенка. Если сын с отцом
благоустраивают жилище, дочь с матерью готовят пищу, а собравшись все вместе,
они планируют совместный выходной, если при этом мужская и женская половины
помогают друг другу, то этим задачи полового воспитания решаются никак не
меньше, чем назидательными беседами.
В целях воспитания мужественности и женственности целесообразно выбрать,
что в первую очередь должен делать мальчик, а что — девочка. Преодоление
силовых нагрузок, мужественная решительность, великодушное принятие на себя
основных трудностей в работе — все эти качества должны воспитываться у мальчиков.
Но великодушие и способность справляться с трудностями должны развиваться и у
девочек.
У родителей всегда существуют заботы по устранению ребенка от всяких
столкновений с сексуальностью. «Это тебе еще рано… здесь целуются, это не для
маленьких», — часто слышат дети. Безусловно, школьника следует ограждать от
откровенно телесного, натуралистического аспекта сексуальности. Но если он все
же сталкивается с подобной картиной, следует не закрывать ребенку глаза, а
обратить его внимание на нравственную сторону происходящего, на человеческую
красоту отношений и оскорбительность для человека их принижения. Наилучшим
образом этой цели служат слова, не обращенные непосредственно к ребенку, но
воспринимаемые им, либо обсуждение, не создающее противоречий между телесным и
духовным.
Как бы в противовес этой тенденции
максимального ограничения некоторые взрослые чрезмерно подчеркивают свободу
своего поведения при детях. На детей оказывает нежелательное влияние вольное
толкование вопросов пола в шутках, застольных рассказах, словесных играх, и
каламбурах, флирте взрослых, не говоря уже о просто циничных, пошлых и
непристойных высказываниях. Постоянное обсуждение мелочей жизни, поведения
ближайших знакомых также ограничивает возможности правильного развития
личности. Невежественные, примитивные, аморальные по своему существу установки
запечатлеваются детской психикой и в будущем оказываются препятствием для
установления естественных, гармоничных человеческих отношений.
В каждом конкретном случае
продуктивнее не ломать сложившееся у детей мнение, не навязывать им еще
недоступную для них мораль взрослых, а помочь детям понять мотивы своих
поступков и попытаться направить создавшуюся ситуацию.
Таким образом, если в дошкольном
возрасте психика ребенка не была отягощена чувством стыда и страха в связи с
сексуальностью, а в младшем школьном возрасте половое воспитание было
адекватной частью воспитания в целом и если к наступлению пубертатного периода
мальчики и девочки прошли под руководством родителей правильный путь
формирования мужественности и женственности, то подростковый период
характеризуется отсутствием многих, прежде казавшихся неизбежными трудностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий