РОДИТЕЛЯМ - 1-4 КЛАСС

Рекомендации для родителей  младшего школьника
·      Начинайте забывать о том, что ваш ребенок маленький. Давайте ему посильную работу по дому, обозначьте  круг его обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас большой, я могу доверить тебе…»
·      Найдите общие интересы, это могут быть как познавательные интересы (любимый мультфильм, книга) так и  жизненные.
·      Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи: научите сравнивать цены, делать небольшие покупки самостоятельно.
·      Не ругайте, тем более не обижайте ребенка при посторонних, уважайте мысли и чувства ребенка. На жалобы посторонних отвечайте, что обязательно поговорите об этом с ребенком.
·      Научите ребенка делиться своими проблемами, обсуждайте с ним конфликтные ситуации, которые возникают с детьми или взрослыми. Интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
·      Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи – предпосылка гармоничного обучения. Слушайте внимательно, ставьте вопросы, ребенок должен чувствовать, что вам интересно.
·      Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Тогда познавательная активность его не угаснет.
·    Постарайтесь иногда смотреть на мир глазами ребенка, это основа вашего взаимопонимания.
·      Чаще хвалите ребенка, если что-то не получается, отвечайте: «Выйдет обязательно, надо только потренироваться еще».
·      Формируйте высокий уровень притязаний, верьте сами в то, что ваш ребенок многое сможет, подбадривайте постоянно.
·      Не стройте ваши отношения на запретах, согласитесь. Они не всегда разумны. Объясняйте причины ваших требований, если можно, предложите альтернативу.
·      Помните – уважение к ребенку сегодня – фундамент уважительного отношения к вам в будущем.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке тогда, когда ему плохо, а также, когда ему хорошо. Поддержать можно посредством:
·      Отдельных слов (здорово, красиво, продолжай, молодец)
·      Высказываний (я горжусь тобой, это действительно прогресс, мне нравится, как ты работаешь, все идет прекрасно)
·      Прикосновений (к плечу, к руке, мягко приподнять подбородок)
·      Совместных действий, физического соучастия ( сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, слушать его, играть с ним)
·      Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Успехов Вам и Вашим детям!



Правила, которые помогут ребёнку в общении.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.
1.     Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
2.     Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
3.     Не дерись без причины.
4.     Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вме­сте, это не стыдно.
5.     Играй честно, не подводи своих товарищей.
6.     Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
7.     Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
8.     Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отме­ток не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обяза­тельно у тебя будут.
9.     Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
10. Старайся быть аккуратным.
11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!

Ты - неповтори­мый для самого себя, родителей, учителей, друзей!


Рекомендации  родителям детей  с различными эмоциональными особенностями


Рекомендации по работе с неуверенными в себе детьми.
Воспитание уверенности в себе ребенка заключается в развитии адекватных ее возможностям притязаний, и адекватного самооценивания. Необходимо вызвать у ребенка чувства симпатии к самому себе, самоуважение на основе более точного знания своих достоинств и недостатков. Воспитывать умение быть самим собой, желание стремиться к успеху и самоутверждению.
Советы родителям:
·         Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не решайте за него все проблемы, но и не перенапрягайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет посильные задания и получает удовольствие от сделанного.
·         Не перехваливайте ребенка, но и не забудьте подчеркнуть успех, достигнутый им, если ребенок того заслуживает.
·         Поощряйте в ребенке инициативу, опираясь на то, что он хорошо умеет, но не забудьте подчеркнуть и достоинства других, так как нельзя во всем быть лучшим.
·         Не забывайте хвалить других в присутствии ребенка, но, подчеркивая достоинства другого, скажите, что и ваш ребенок сможет этого добиться.
·         Показывайте собственным примером адекватное отношение к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
·         Не сравнивайте ребенка с другими, а только с ним самим.


Особенности поведения с застенчивыми детьми.
·         Расширяйте круг общения ребенка, чаще приглашайте в дом сверстников, берите ребенка в гости к знакомым.
·         Не надо постоянно волноваться и оберегать ребенка, дайте ей некоторую свободу и возможность самостоятельно действовать.
·         Постоянно укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах.
·         Привлекайте ребенка к выполнению разных поручений, требующих общения, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с чужими взрослыми.


Советы родителям по работе с гиперактивными детьми.
·         В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели», хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это поможет ребенку приобрести уверенность в  своих силах.
·         Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
·         Говорите, сдержано, спокойно и мягко.
·         Давайте ребенку только одно задание на определенный промежуток времени, но требуйте обязательного завершения.
·         Для подкрепления устных инструкций  используйте зрительную стимуляцию.
·         Приобщайте ребенка к тем видам деятельности, которые требуют концентрации внимания.
·         Поддерживайте дома четкий распорядок дня, время приема пищи, выполнения уроков, сна. Все дела должны отвечать этому распорядку.
·         Избегайте по возможности скопления людей, так как это негативно влияет на гиперактивного ребенка.
·         Оберегайте ребенка от переутомления. Это приводит к снижению самоконтроля.
·         Полезны физические упражнения, которые дают выход энергии, прогулки на свежем воздухе, спортивные занятия.

Рекомендации по коррекции агрессивности.
Общаясь с агрессивным ребенком необходимо проявлять немалую выдержку, терпение и помнить, что маленькие забияки, терроризируя других, сами страдают от собственного упрямства и драчливости. Чувство вины, нарушение душевного равновесия, неудовлетворенность не проходят у агрессивного ребенка, даже когда им удается вылить свои гнев на других. Таким детям надо дать понять, что взрослый – их союзник и помощник в решении внутренних проблем. Агрессивные дети должны убедиться, что их любят, а их поступки портят мнение о них, и не приносят им облегчения. Необходимо последовательно научить ребенка самоконтролю, внутренней собранности и сдержанности.
Перевести активность агрессивного ребенка в конструктивное русло поможет знание ее интересов и склонностей. Постепенное усложнение заданий, которые требуют решительности, смелости, энергичности, даст возможность отвернуть ребенка от выяснения отношений, и переключить его на совместную деятельность, успех которой зависит от умения сотрудничать с другими.
Важно наладить систематичное общение с семьей агрессивного ребенка с  целью изучения стиля  общения в семье и координации совместных действий по принципам:
·         Помните, что запреты и повышение голоса – неэффективные способы преодоления агрессивности. Лучше понять причины такого поведения и  устранив их, вы можете, надеется на то, что агрессивность будет снижена.
·         Дайте ребенку возможность выплескивать агрессивность, направив ее на другие объекты: побить подушку, порвать бумагу, и агрессивность в реальной ситуации снизиться.
·         Показывайте при ребенке примеры эффективного поведения, не допускайте при нем вспышек гнева или злословья о своих знакомых и коллегах.
·         Важно, чтобы ребенок чувствовал вашу любовь к нему, не забывайте время от времени обнимать ребенка, говорить ему о том, как он для вас дорог.


Советы родителям конфликтных детей.

·         Сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры и конфликты. Надо обращать внимание на недоброжелательные взгляды, бормотание под нос, грубости.
·         Не старайтесь остановить ссору, обвиняя другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Постарайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.
·         После конфликта еще раз обговорите с ребенком ситуацию, определите неправильное поведение, которое привело к конфликту.

·         Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может увериться, что конфликты неизбежны и будет продолжать провоцировать их.



   Организация родителями
 индивидуальной помощи ребенку
· Помощь должна быть направлена на текущую учебную ситуацию, а не на дополнительные задания;
·      Важно, чтобы ребёнок был уверен, что родители продолжают его любить независимо от текущей школьной успеваемости;
·      Необходимо ограничить время как на приготовление уроков в целом, так и  время совместной работы со взрослым. Длительное выполнение уроков лишь истощает силы ребёнка и уничтожает его положительную мотивацию;
· Взрослый должен исключить из своей речи оценочные высказывания («не спеши», «подумай ещё раз», «разве так можно?», «ты что, совсем глупый?», «будь внимателен», «сколько раз тебе повторять?») – они служат только для эмоциональной разрядки взрослого и оставляют у ребенка чувство недоверия к своим мыслительным способностям;
· Помощь должна осуществляться в темпе, естественном и комфортном для ребенка, его нельзя торопить и подгонять. Ребенок может, конечно, под давлением взрослого научиться быстрее писать, но вряд ли сможет быстрее думать;
· В ходе индивидуальной помощи рекомендуется не предоставлять ребенку ручку и тетрадь, а писать в ней самому (тем самым умственная энергия ребенка экономится ради концентрации на основных ошибках и трудностях, а не расходуется на чистописание);

· Рекомендуем научить детей изготавливать шпаргалки (красочные, красиво оформленные шпаргалки и их содержание не вызывают у ребенка негатива и благодаря косвенному вниманию при оформлении он запоминает это содержание). Шпаргалка помогает не только организовать запоминание, но и тренирует интеллектуальные операции анализа и синтеза.



КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПРИГОТОВЛЕНИИ УРОКОВ
Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.
Источник света должен для праворуких детей находиться спереди и слева, на столе не должно быть никаких лишних предметов.

Уточните распорядок дня, наметьте вместе с ребенком время, когда он сядет за уроки.
Приступать к выполнению д/з лучше всего через час-полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не перевозбудился от домашних развлечений и игр. В любом случае нельзя откладывать приготовление д(з на вечер.

Спланируйте вместе с ребенком последовательность приготовления уроков.
 Сначала лучше выполнить небольшое задание, которое нравится ребенку – это поможет ему сосредоточиться и включиться в работу на эмоциональном подъеме. Затем – наиболее сложное, пока ребенок еще не устал. Помните, что для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут, а к концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут. Затем ребенку необходим перерыв 5-10 минут, во время которого желательно немного подвигаться.

Контролируйте выполнение совместно с ребенком намеченного плана работы.
Не забывайте, что повышенная отвлекаемость естественна для младшего школьного возраста. Навыки работы, полученные в первые годы обучения, остаются на всю жизнь. С самого начала ребенок должен знать, что на рабочем месте работают, а играют, рисуют, едят конфеты – в другом месте. Если вы видите, что ребенок катает машинку на тетради и чувствуете, что он устал, лучше дайте ему дополнительный перерыв.

Помогите ребенку, если он столкнулся с непреодолимой трудностью.
Не надо подменять деятельность ребенка своей. Учеба – это труд, она требует усилий и напряжения, ребенок должен учиться самостоятельно преодолевать трудности. Однако, если на данном этапе трудность для него непреодолима – обязательно помогите! Иначе опыт неуспеха может закрепиться: если длительные усилия не приводят к успеху, человек перестает верить в свои силы, становится пассивным и безынициативным.

Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку.
Школа предъявляет ребенку серьезные требования, в течение дня он получает большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Задача взрослого – «быть рядом», вместе с ребенком радоваться его успехам и переживать его неудачи и трудности. Плохая оценка – серьезное наказание для ребенка. Если вы видите, что ребенок огорчен и расстроен, не стоит высказывать ему свое недовольство. Прежде всего ему сейчас нужна ваша поддержка, понимание, готовность разделить его чувства. Драматизирование школьных неудач, чрезмерные требования и моральное давление могут обернуться неуравновешенностью ребенка, страхом несостоятельности, предчувствием новых неудач.

Не давайте ребенку дополнительных домашних заданий и не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.
Можно предложить проверить её и поправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры ребенка в себя.

Постепенно снижайте степень контроля.

Прямое участие в выполнении уроков можно вскоре будет заменить лишь своим присутствием. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать домашнее задание самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.

Зерно вдохновения

Зерно вдохновения