Рекомендации для родителей младшего школьника
· Начинайте забывать о том, что ваш ребенок маленький.
Давайте ему посильную работу по дому, обозначьте круг его обязанностей. Сделайте это мягко:
«Какой ты у нас большой, я могу доверить тебе…»
· Найдите общие интересы, это могут быть как
познавательные интересы (любимый мультфильм, книга) так и жизненные.
· Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи:
научите сравнивать цены, делать небольшие покупки самостоятельно.
· Не ругайте, тем более не обижайте ребенка при
посторонних, уважайте мысли и чувства ребенка. На жалобы посторонних отвечайте,
что обязательно поговорите об этом с ребенком.
· Научите ребенка делиться своими проблемами, обсуждайте
с ним конфликтные ситуации, которые возникают с детьми или взрослыми.
Интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную
жизненную позицию.
· Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи –
предпосылка гармоничного обучения. Слушайте внимательно, ставьте вопросы,
ребенок должен чувствовать, что вам интересно.
· Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Тогда
познавательная активность его не угаснет.
· Постарайтесь иногда смотреть на мир глазами ребенка,
это основа вашего взаимопонимания.
· Чаще хвалите ребенка, если что-то не получается,
отвечайте: «Выйдет обязательно, надо только потренироваться еще».
· Формируйте высокий уровень притязаний, верьте сами в то,
что ваш ребенок многое сможет, подбадривайте постоянно.
· Не стройте ваши отношения на запретах, согласитесь.
Они не всегда разумны. Объясняйте причины ваших требований, если можно,
предложите альтернативу.
· Помните – уважение к ребенку сегодня – фундамент
уважительного отношения к вам в будущем.
Поддерживать
ребенка – значит верить в него.
Ребенок нуждается в поддержке тогда, когда ему плохо, а также, когда ему хорошо. Поддержать можно посредством:
· Отдельных слов (здорово, красиво, продолжай, молодец)
· Высказываний (я горжусь тобой, это действительно
прогресс, мне нравится, как ты работаешь, все идет прекрасно)
· Прикосновений (к плечу, к руке, мягко приподнять подбородок)
· Совместных действий, физического соучастия ( сидеть,
стоять рядом с ребенком, мягко вести его, слушать его, играть с ним)
· Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Успехов Вам и Вашим детям!
Правила,
которые помогут ребёнку в общении.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого
значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих
книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к
самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период
адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и,
с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.
1.
Не отнимай чужого, но и своё не
отдавай.
2.
Попросили - дай, пытаются отнять -
старайся защищаться.
3.
Не дерись без причины.
4.
Зовут играть - иди, не зовут - спроси
разрешения играть вместе, это не стыдно.
5.
Играй честно, не подводи своих
товарищей.
6.
Не дразни никого, не канючь, не
выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
7.
Будь внимателен везде, где нужно
проявить внимательность.
8.
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С
учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся
все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя
будут.
9.
Не ябедничай и не наговаривай ни на
кого.
10. Старайся быть аккуратным.
11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе
пойдем домой.
12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
Ты - неповторимый для самого себя,
родителей, учителей, друзей!
Рекомендации родителям детей с различными эмоциональными особенностями
Воспитание уверенности в себе ребенка заключается в
развитии адекватных ее возможностям притязаний, и адекватного самооценивания.
Необходимо вызвать у ребенка чувства симпатии к самому себе, самоуважение на
основе более точного знания своих достоинств и недостатков. Воспитывать умение
быть самим собой, желание стремиться к успеху и самоутверждению.
Советы родителям:
·
Не оберегайте
ребенка от повседневных дел, не решайте за него все проблемы, но и не
перенапрягайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет посильные
задания и получает удовольствие от сделанного.
·
Не перехваливайте
ребенка, но и не забудьте подчеркнуть успех, достигнутый им, если ребенок того
заслуживает.
·
Поощряйте в
ребенке инициативу, опираясь на то, что он хорошо умеет, но не забудьте
подчеркнуть и достоинства других, так как нельзя во всем быть лучшим.
·
Не забывайте
хвалить других в присутствии ребенка, но, подчеркивая достоинства другого,
скажите, что и ваш ребенок сможет этого добиться.
·
Показывайте
собственным примером адекватное отношение к успехам и неудачам. Оценивайте
вслух свои возможности и результаты дела.
·
Не сравнивайте
ребенка с другими, а только с ним самим.
Особенности поведения с застенчивыми детьми.
· Расширяйте круг общения ребенка, чаще приглашайте в дом сверстников, берите ребенка в гости к знакомым.
·
Не надо постоянно
волноваться и оберегать ребенка, дайте ей некоторую свободу и возможность
самостоятельно действовать.
·
Постоянно
укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах.
·
Привлекайте
ребенка к выполнению разных поручений, требующих общения, создавайте ситуации,
в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с чужими
взрослыми.
·
В своих
отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели», хвалите его в каждом
случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это поможет
ребенку приобрести уверенность в своих
силах.
·
Избегайте повторений
слов «нет» и «нельзя».
·
Говорите,
сдержано, спокойно и мягко.
·
Давайте ребенку
только одно задание на определенный промежуток времени, но требуйте
обязательного завершения.
·
Для подкрепления
устных инструкций используйте зрительную
стимуляцию.
·
Приобщайте
ребенка к тем видам деятельности, которые требуют концентрации внимания.
·
Поддерживайте
дома четкий распорядок дня, время приема пищи, выполнения уроков, сна. Все дела
должны отвечать этому распорядку.
·
Избегайте по
возможности скопления людей, так как это негативно влияет на гиперактивного
ребенка.
·
Оберегайте
ребенка от переутомления. Это приводит к снижению самоконтроля.
·
Полезны
физические упражнения, которые дают выход энергии, прогулки на свежем воздухе,
спортивные занятия.
Общаясь с агрессивным ребенком необходимо проявлять
немалую выдержку, терпение и помнить, что маленькие забияки, терроризируя
других, сами страдают от собственного упрямства и драчливости. Чувство вины,
нарушение душевного равновесия, неудовлетворенность не проходят у агрессивного
ребенка, даже когда им удается вылить свои гнев на других. Таким детям надо
дать понять, что взрослый – их союзник и помощник в решении внутренних проблем.
Агрессивные дети должны убедиться, что их любят, а их поступки портят мнение о
них, и не приносят им облегчения. Необходимо последовательно научить ребенка
самоконтролю, внутренней собранности и сдержанности.
Перевести активность агрессивного ребенка в
конструктивное русло поможет знание ее интересов и склонностей. Постепенное
усложнение заданий, которые требуют решительности, смелости, энергичности, даст
возможность отвернуть ребенка от выяснения отношений, и переключить его на
совместную деятельность, успех которой зависит от умения сотрудничать с
другими.
Важно наладить систематичное общение с семьей
агрессивного ребенка с целью изучения
стиля общения в семье и координации
совместных действий по принципам:
·
Помните, что
запреты и повышение голоса – неэффективные способы преодоления агрессивности.
Лучше понять причины такого поведения и
устранив их, вы можете, надеется на то, что агрессивность будет снижена.
·
Дайте ребенку
возможность выплескивать агрессивность, направив ее на другие объекты: побить
подушку, порвать бумагу, и агрессивность в реальной ситуации снизиться.
·
Показывайте при
ребенке примеры эффективного поведения, не допускайте при нем вспышек гнева или
злословья о своих знакомых и коллегах.
·
Важно, чтобы
ребенок чувствовал вашу любовь к нему, не забывайте время от времени обнимать
ребенка, говорить ему о том, как он для вас дорог.
·
Сдерживайте
стремления ребенка провоцировать ссоры и конфликты. Надо обращать внимание на
недоброжелательные взгляды, бормотание под нос, грубости.
·
Не старайтесь
остановить ссору, обвиняя другого ребенка в ее возникновении и защищая своего.
Постарайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.
·
После конфликта
еще раз обговорите с ребенком ситуацию, определите неправильное поведение,
которое привело к конфликту.
·
Не обсуждайте при
ребенке проблемы его поведения. Он может увериться, что конфликты неизбежны и
будет продолжать провоцировать их.
Организация
родителями
индивидуальной помощи ребенку
· Помощь должна быть направлена на
текущую учебную ситуацию, а не на дополнительные задания;
· Важно, чтобы ребёнок был уверен, что
родители продолжают его любить независимо от текущей школьной успеваемости;
· Необходимо ограничить время как на
приготовление уроков в целом, так и
время совместной работы со взрослым. Длительное выполнение уроков лишь
истощает силы ребёнка и уничтожает его положительную мотивацию;
· Взрослый должен исключить из своей
речи оценочные высказывания («не спеши», «подумай ещё раз», «разве так можно?»,
«ты что, совсем глупый?», «будь внимателен», «сколько раз тебе повторять?») –
они служат только для эмоциональной разрядки взрослого и оставляют у ребенка
чувство недоверия к своим мыслительным способностям;
· Помощь должна осуществляться в темпе,
естественном и комфортном для ребенка, его нельзя торопить и подгонять. Ребенок
может, конечно, под давлением взрослого научиться быстрее писать, но вряд ли
сможет быстрее думать;
· В ходе индивидуальной помощи
рекомендуется не предоставлять ребенку ручку и тетрадь, а писать в ней самому
(тем самым умственная энергия ребенка экономится ради концентрации на основных
ошибках и трудностях, а не расходуется на чистописание);
· Рекомендуем научить детей
изготавливать шпаргалки (красочные, красиво оформленные шпаргалки и их
содержание не вызывают у ребенка негатива и благодаря косвенному вниманию при
оформлении он запоминает это содержание). Шпаргалка помогает не только организовать
запоминание, но и тренирует интеллектуальные операции анализа и синтеза.
КАК ПОМОЧЬ
РЕБЕНКУ В ПРИГОТОВЛЕНИИ УРОКОВ
Проверьте, правильно ли
организовано рабочее место ребенка.
Источник света должен для праворуких детей находиться спереди и слева,
на столе не должно быть никаких лишних предметов.
Уточните распорядок дня,
наметьте вместе с ребенком время, когда он сядет за уроки.
Приступать к выполнению д/з лучше всего через час-полтора после
возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не
перевозбудился от домашних развлечений и игр. В любом случае нельзя откладывать
приготовление д(з на вечер.
Спланируйте вместе с ребенком
последовательность приготовления уроков.
Сначала лучше выполнить небольшое задание,
которое нравится ребенку – это поможет ему сосредоточиться и включиться в
работу на эмоциональном подъеме. Затем – наиболее сложное, пока ребенок еще не
устал. Помните, что для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно
превышать 15-20 минут, а к концу начальной школы оно может доходить до 30-40
минут. Затем ребенку необходим перерыв 5-10 минут, во время которого желательно
немного подвигаться.
Контролируйте выполнение
совместно с ребенком намеченного плана работы.
Не забывайте, что повышенная отвлекаемость естественна для младшего
школьного возраста. Навыки работы, полученные в первые годы обучения, остаются
на всю жизнь. С самого начала ребенок должен знать, что на рабочем месте
работают, а играют, рисуют, едят конфеты – в другом месте. Если вы видите, что
ребенок катает машинку на тетради и чувствуете, что он устал, лучше дайте ему
дополнительный перерыв.
Помогите ребенку, если он
столкнулся с непреодолимой трудностью.
Не надо подменять деятельность ребенка своей. Учеба – это труд, она
требует усилий и напряжения, ребенок должен учиться самостоятельно преодолевать
трудности. Однако, если на данном этапе трудность для него непреодолима –
обязательно помогите! Иначе опыт неуспеха может закрепиться: если длительные
усилия не приводят к успеху, человек перестает верить в свои силы, становится
пассивным и безынициативным.
Оказывайте ребенку эмоциональную
поддержку.
Школа предъявляет ребенку серьезные требования, в течение дня он
получает большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Задача взрослого –
«быть рядом», вместе с ребенком радоваться его успехам и переживать его неудачи
и трудности. Плохая оценка – серьезное наказание для ребенка. Если вы видите,
что ребенок огорчен и расстроен, не стоит высказывать ему свое недовольство.
Прежде всего ему сейчас нужна ваша поддержка, понимание, готовность разделить
его чувства. Драматизирование школьных неудач, чрезмерные требования и
моральное давление могут обернуться неуравновешенностью ребенка, страхом
несостоятельности, предчувствием новых неудач.
Не давайте ребенку
дополнительных домашних заданий и не заставляйте переделывать плохо выполненную
классную работу.
Можно предложить проверить её и поправить ошибки, но переписывать не
надо. Повторное выполнение уже сделанного задания воспринимается как
бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры ребенка
в себя.
Постепенно снижайте степень
контроля.
Прямое участие в выполнении уроков можно вскоре будет заменить лишь
своим присутствием. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать домашнее
задание самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.